Роль игр до года
Развивающие коврики, навороченные разноцветные мобили и интерактивные звуковые панели – безусловно, крайне полезные изобретения детской промышленности. Но, увы, даже эти новомодные прибамбасы не в состоянии полностью удовлетворить потребность в играх, которая возникает у младенца практически сразу же после рождения. О том, каких развлечений ждут от своих родителей малыши, мы и поговорим.
КОРМЛЕНИЕ-сон-прогулкамассаж-кормление-сонпрогулка-водные процедурыкормление – примерно так выглядит распорядок дня самого обыкновенного новорожденного.
Но чем старше становится наследник, тем острее встает вопрос: чем же занять его в те моменты, когда он не ест, не спит и не купается?
Читать книжки вслух все-таки рановато, катать машинки – еще не время, а погремушки уже и вам самим надоели хуже горькой редьки. «Вот он вырастет, и тогда я смогу играть с ним в лото», – думает мама. «Я научу его забивать голы и скатываться с самых высоких горок», – мечтает папа. Таким образом, идея «поиграть с ребенком» откладывается в долгий ящик – и это, дорогие родители, огромная ошибка. Даже месячный младенец имеет законное право на свою порцию веселых и приятных развлечений и задача взрослых – сделать так, чтобы это его право ни в коем случае не игнорировалось.
Знаменитый психолог Эрик Фромм в своей книге «Азбука для родителей» писал: «Точно так же как взрослый человек должен работать, ребенку необходимо играть… Ошибочно думать, будто игра – это только способ занять детей, чтобы они не мешали нам. Игра сама по себе и полезна и продуктивна.
Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это – одно из самых полезных дел на свете». Кроме собственно умения получать удовольствие от жизни, игры развивают в младенцах множество полезных навыков и потому важны для них не меньше, чем здоровое питание и свежий воздух. Это только кажется, что карапуз пока еще слишком мал для полноценных занятий: на самом деле, играя с вами, он активно развивается и познает мир – и такое времяпрепровождение значительно полезнее, чем монотонное лежание в кроватке.
2. НАПРАВЛЕННЫЕ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ТРЕНИРОВКА ЗРИТЕЛЬ НОГО И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ.
4. РАЗВИВАЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙ СТВИЕ И УКРЕПЛЯЮЩИЕ ЭМОЦИО НАЛЬНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ РЕБЕНКОМ И ВЗРОСЛЫМ.
От рождения до полугода ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ КАЧАЕМСЯ. Погладьте малыша, посмотрите ему в глаза, а потом, взяв за кисти рук, вложите ребенку в ладошки свои большие пальцы. Почувствовав, как он сжал их, начинайте подтягивать ребенка к себе. Все это время сохраняйте с карапузом зрительный контакт, улыбайтесь и говорите ласковые слова. Легким раскачивающим движением переносите вес тела ребенка с одной ручки на другую. Позднее вы будете раскачивать детку за каждую руку по отдельности.
ПЛЫВЕМ. Одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой обхватите противоположное от себя бедро ребенка. Поднимайте карапуза вверх и опускайте вниз, покачивайте его – как кораблик на волнах, рассказывая при этом стихи о кораблях или напевая соответствующие песенки.
ЛЕТАЕМ. Берем ребенка под грудь и под живот – и поднимаем в воздух! Малыш как бы парит на руке взрослого: такие игры особенно удаются папе – ведь у него сильные руки и низкий голос, так похожий на шум двигателя!
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ. Возьмите поочередно мягкое перышко и колючий шарик (отлично подойдет мяч с резиновыми шипами) и ласково пощекочите малыша, называя при этом части тела, которых вы касаетесь.
КАЧАЕМ ПРЕСС. Положите под голову и шею ребенка большой валик. Затем, поддерживая малыша за плечи, опустите ему на живот яркую погремушку – пусть попытается ее увидеть. Если детка хорошо поднимает головку – игрушку можно установить ближе к ступням: так углядеть ее будет труднее, а значит, мышцы спины и пресса будут укрепляться еще эффективнее.
КАТАЕМСЯ НА МЯЧЕ. Укладывайте младенца на мяч спиной и животом (поочередно) и покачивайте в разные стороны. Такие упражнения развивают вестибулярный аппарат, дают расслабляющий эффект, укрепляют мышцы спины, стимулируют работу суставов и внутренних органов.
ИГРЫ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ЛОСКУТКИ. Малыш лежит на спинке, а взрослый поочередно поглаживает его правую и левую руки кусочками ткани (лоскутки должны быть разными по фактуре и цвету: шелк, хлопок, бархат, атлас, шерсть, мех). Легонько прикасайтесь тканью к тыльной стороне ладошки, а после того, как детка разожмет кулачок, к кончикам пальцев. Когда карапуз схватит край лоскута, дайте ему возможность как следует ощупать трофей.
МИР ЗВУКОВ. Положите на грудь малышу колокольчик и соедините на нем его ручки.
Услышав позвякивания, ребенок наверняка попытается схватить игрушку, но сразу же отдавать «звенелку» не нужно: медленно отведите колокольчик в сторону, затем позвените над головой (справа и слева) и только после этого дайте малышу возможность схватить предмет и «попробовать его на зуб».
Развлекаться подобным образом можно несколько дней подряд, после этого имеет смысл поменять колокольчик на другую «звонкую» игрушку – погремушку, шуршащую бумагу и т. д. Старайтесь, чтобы детка слышал как можно больше разных, непохожих друг на друга звуков.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПОТЕШКИ. Это небольшие стишки или песенки, позволяющие родителям в игровой форме побудить ребенка к тому или иному действию.
Психологи считают, что облегченные стихотворные формы отлично развивают речь карапуза. Слушая незамысловатые мелодичные строки в мамином исполнении, малыш, даже не понимая смысла сказанного, уже учит родной язык. Потешки хорошо использовать во время различных процедур (купание, умывание, одевание, расчесывание, массаж, гимнастика, кормление).
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРЫ С ЗЕРКАЛОМ. Если трехмесячного малыша поднести к зеркалу, то он с большим интересом уставится на собственное отражение (пока еще, правда, не осознавая, что видит именно себя). Наибольшее внимание ребенка обычно привлекают глаза и контур головы. В 4-5 месяцев карапуз уже вовсю радуется зеркальной картинке: он начинает тянуться к «двойнику» и приветствует его улыбкой или агуканьем.
ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ. Возьмите два не сильно надутых воздушных шарика разных цветов. Покажите малышу один шарик и, легко подбросив его вверх, скажите: «Этот шарик красный!»
Дайте карапузу возможность самому взять предмет в руки и внимательно его исследовать. Затем повторите все то же самое с другим шаром. Можно привязать один шарик к своей руке, а другой – к ручке ребенка: теперь покажите детке как, в зависимости от ваших движений, меняется положение шарика (он начинает подпрыгивать и колыхаться в разные стороны). Уверяем вас, кроха немедленно начнет повторять все упражнения за вами.
ПРЯТКИ. Позовите малыша по имени и быстренько спрячьтесь под платком или простыней, а затем со словами «Вот и мама», покажитесь из «укрытия». Помимо того, что прятки просто очень нравятся младенцам, они учат их различать голоса родителей – поэтому играть в них лучше всего всей семьей.
6–8 месяцев ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ИГРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПОЛЗАНИЕ. Ползая, дети учатся держать равновесие, а это, в свою очередь, дает толчок развитию головного мозга – такие движения развивают между полушариями важнейшие связи, от которых впоследствии будет зависеть координация движений ребенка или, например, почерк.
Кроме того, ползание укрепляет мышцы спины и живота, тренирует мелкую моторику и учит карапузов фокусировать взгляд на собственных ручках (иначе говоря, развивает ближнее зрение, необходимое для чтения, письма, рисования). Умеющий ползать ребенок – это уже вполне активная личность: отныне он пытается самостоятельно решать, чем именно заниматься – ползти к шкафу или к окну, навещать маму на кухне или путешествовать по коридору.
В принципе учить детей «передвигаться на четвереньках» не нужно – этот навык заложен в них генетически, но немножко ускорить процесс и сделать его более интересным вполне реально:
- предложите ребенку доползти до любимых игрушек, поставив их на некотором расстоянии друг от друга (постепенно интервалы можно увеличивать);
- наглядный пример нередко срабатывает лучше всего, поэтому становитесь на четвереньки и ползите вместе с деткой;
- рефлекторные зоны, стимулирующие ползательный рефлекс, по возможности должны быть открыты: чтобы малыш уверенно пополз, лучше, если у него будут обнажены ладони, пятки, икры, коленки и предплечья.
ПОЛЗИ!. Согните ножки ребенка и уприте его ступни в свою ладонь. Второй рукой поддерживайте наследника под грудью и легонько подталкивайте вперед.
ТАЧКА. Уложите малыша на живот. Захватите его ноги в области бедер и приподнимите туловище так, чтобы ребенок руками опирался о стол. Обратите внимание – повторять это упражнение больше трех раз не стоит.
ИГРЫ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ СЮРПРИЗЫ. Приготовьте ведерко, мисочку или любой другой контейнер с несколькими мелкими предметами – пусть ребенок вынимает их оттуда по очереди, а вы в это время произносите вслух название каждой «ценности». Потом, на глазах у малыша, закройте одну из игрушек (например, тем же ведерком) и спросите, куда она исчезла. Эта игра развивает у детей зрительное восприятие и умение соотносить слова с предметами.
РАЗРУШИТЕЛЬ. Мама строит башню из кубиков или коробочек, а малыш радостно ее рушит. Вопервых, это доставит детке много счастливых минут, а во-вторых, как ни странно, такая игра отлично развивает внимание.
ЛЕГКИЙ-ТЯЖЕЛЫЙ, ТЕПЛЫЙ-ХОЛОДНЫЙ. Поочередно вкладываем в ручку малыша разные предметы, поясняя при этом, что именно ему дали, – таким образом мы развиваем тактильное восприятие детки.
СТАКАНЧИКИ. Опустите в обычный стакан несколько карандашей и ручек. Задача ребенка – вынимать их по одному из сосуда, задача родителя – объяснять, из чего сделан каждый предмет и какого он цвета. Цель игры – активизировать хватательный рефлекс и развить захваты двумя и тремя пальцами.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ К ежедневным потешкам, стишкам и песенкам после полугода имеет смысл добавить тематические картинки. Показывайте карапузу фотографии или рисунки животных, растений или людей, параллельно объясняя, что именно он сейчас видит. Таким образом, вы будете развивать зрительное восприятие, внимание, механическую память и даже формировать у чада пассивный словарь.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛАДОШКИ. Возьмите мягкую пищащую игрушку, например, уточку, покажите ее малышу и обратите внимание на звук, который она издает. На глазах у ребенка спрячьте «пищалку» в ладони и спросите: «Где же птичка?». Цель этой игры – развитие эмоционального взаимодействия и зрительного восприятия.
ЗЕРКАЛО. Около 6 месяцев ребенок уже может сравнить реальный предмет и его отражение. Например, если взять малыша на руки и поднести к зеркалу, то вначале он будет внимательно изучать тех, кто «находится за стеклом», а затем обязательно повернется к вам и сравнит увиденное.
От 9 месяцев до года ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ПОЛЗАНИЕ С СЮРПРИЗАМИ. 9-месячный ребенок в состоянии осилить «усложненную трассу»: проползти под стулом, перелезть через обруч или, например, догнать катящийся по полу мяч.
Цель подобных развлечений – укрепление мышц, познание собственного тела и развитие вестибулярного аппарата.
МЯЧ. Несмотря на то, что в этом возрасте дети еще не умеют ловить предметы и как следует целиться, игры с мячиком чрезвычайно полезны. Благодаря им у малышей развиваются мышцы, пространственное мышление и ловкость. Пусть ребенок бросает мяч, катает его руками или неуверенно футболит ногой. ИГРЫ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ПОДАРКИ. На глазах у ребенка упаковываете игрушку в бумагу, а затем предлагаете «освободить трофей». Разворачивать предметы аккуратно малыш пока еще не умеет, а значит, упаковка будет безжалостно разорвана.
Это, казалось бы, совершенно дурацкое занятие отлично развивает мелкую моторику, логическое мышление и зрительное восприятие.
СОРТИРОВКА. Вам понадобятся игрушки, отличающиеся друг от друга цветом или размером, и два ведерка. Предложите малышу вместе с вами складывать «большие» предметы в одну емкость, а «маленькие» – в другую.
ИГРА С ЛОЖКАМИ. Достаньте деревянные, металлические, пластиковые ложки – и дайте детке вволю ими постучать. Таким образом вы развиваете все типы сенсорного восприятия и моторику (и мелкую, и крупную).
МАТРЕШКИ. Со словами «Там внутри кто-то есть», покажите малышу матрешку. Открывайте матрешек до тех пор, пока не доберетесь до «серединки». Дальше карапуз пусть попробует открывать куколок самостоятельно. Собирать матрешку нужно так: вы – вкладываете меньшую в донышко большей, а детка – подбирает подходящую верхушку и «прикручивает» ее на место.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПРИЩЕПКИ С ОДЕЖДЫ. Прикрепите прищепки к одежде (своей и ребенка). Покажите малышу, как их снимать, а дальше пусть попробует стащить все нацепленное самостоятельно. Ваша задача – называть детали одежды, с которых снимаются прищепки.
ИГРУШКА И КАРТИНКА. Покажите крохе какую-либо игрушку, затем спрячьте и положите перед ним картинку, на которой изображен такой же предмет. Ребенок должен отыскать игрушку на рисунке – так он научится соотносить вещь с ее изображением.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗЕРКАЛО. Мы уже хорошо знаем эту игру, однако в ней появляются новые особенности: в возрасте от 9-10 месяцев до года «с хвостиком» ребенок крайне активно интересуется «зазеркальем». Он пытается схватить отражение руками, лижет его, пытается с ним побеседовать. На этом этапе карапуз начинает понимать, что именно он управляет движениями отражения, но пока еще не догадывается, что «волшебное стекло» изображает его самого.
Попытки малыша заглянуть за зеркало – своего рода игра, предшествующая четкому осознанию собственного «Я».
ЖИВАЯ КУКЛА. Купите или сделайте парочку пальчиковых кукол – одну для себя, другую для ребенка. Пусть ваша кукла появится из-за спины, поздоровается с малышом, немного потанцует и спрячется. Наденьте на пальчик малыша его куклу и объясните ему, как она может здороваться, прятаться и вновь появляться.
ЛИЦА. Подберите изображения улыбающихся, смеющихся и плачущих детей и прикрепите их, скажем, на стену (можно на большой лист картона). Рассматривая вместе с деткой картинки, рассказывайте ему об эмоциях, которые выражают эти лица.
Источник Mamas & Papas