Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Детский писатель Андрей Сметанин: «В том, что дети мало читают, виноваты взрослые»

Smetanin__1Анд­рей Сме­танин из тех лю­дей, ко­торые зас­тавля­ют ше­велить­ся да­же та­ких за­кон­ченных лен­тя­ев, как мы. Он бро­сил долж­ность ге­нераль­но­го ди­рек­то­ра круп­ной рос­сий­ской стро­итель­ной фир­мы и на­чал пи­сать детс­кие сти­хи. Не для се­бя, а для то­го, что­бы в бу­дущем нас ок­ру­жали лю­ди, а не ро­боты и че­репаш­ки-нинд­зя.

 
Я ни­ког­да не ду­мал, что ста­ну детс­ким пи­сате­лем. Об этом да­же не по­мыш­лял. Ра­ботал ди­рек­то­ром круп­ной стро­итель­ной ком­па­нии в Пе­тер­бурге. Так по­лучи­лось, что пи­терс­кий кли­мат не очень под­хо­дил мо­ей семье, и мне при­ходи­лось мо­тать­ся ту­да-сю­да: Пи­тер-Минск, Минск-Пи­тер. В ито­ге это всех из­му­чало, я ос­та­новил­ся, ре­шил, что всех де­нег не за­рабо­та­ешь и что на­до жить с семьей. Вер­нулся в Минск с не­ким фи­нан­со­вым ба­гажом. Ост­рой проб­ле­мы в том, что нуж­но ку­да-то сроч­но ид­ти и уст­ра­ивать­ся на ра­боту, не бы­ло. По­яви­лась не­кая па­уза, бла­года­ря ко­торой я стал боль­ше об­щать­ся с ре­бен­ком, ко­торый был прак­ти­чес­ки ли­шен об­ще­ния с от­цом — ра­ботая в Пе­тер­бурге, я при­ез­жал до­мой лишь два ра­за в ме­сяц. Так я на­чал мно­го вре­мени про­водить с ним, вмес­те чи­тали книж­ки. Од­ной из лю­бимых ока­залась кни­га Гри­гория Ос­те­ра «Вред­ные со­веты». Чи­тал я ее, чи­тал, она быст­ро за­кон­чи­лась. Сын, ко­торо­му на тот мо­мент бы­ло че­тыре го­да, ска­зал: «Хо­чу еще». И мне ни­чего не ос­та­валось, как вы­думать про­дол­же­ние этой кни­ги. Собс­твен­но го­воря, с это­го и на­чалась моя пи­сатель­ская де­ятель­ность.
 
Мое про­дол­же­ние «Вред­ных со­ветов» — это та­кая вто­рич­ная вещь. Я к не­му не очень серьез­но от­несся тог­да, не­серьез­но от­но­шусь и сей­час. В то вре­мя же­на ку­пила детс­кую кни­гу (не бу­ду ее на­зывать, она это­го не зас­лу­жива­ет), вы­пущен­ную ог­ромным ти­ражом, ува­жа­емым из­да­тель­ством, в твер­дом пе­реп­ле­те, на хо­рошей бу­маге, но с прос­то отв­ра­титель­ным со­дер­жа­ни­ем. Ме­ня она бук­валь­но ра­зоз­ли­ла. И я ре­шил, что нас­та­ло вре­мя на­писать что-то са­мос­то­ятель­но.
 
Рань­ше не бы­ло та­кого ко­личест­ва псев­до­лите­рато­ров, как сей­час, что бы­ло обус­ловле­но не­кото­рой слож­ностью и дли­тель­ностью про­цес­са: нуж­но бы­ло наб­рать текст на пе­чат­ной ма­шин­ке, отп­ра­вить его в кон­верте в из­да­тель­ство. Там его отк­ры­вали, чи­тали и ре­шали, что с ним де­лать даль­ше. Сей­час, с од­ной сто­роны, про­цесс уп­ростил­ся и для свя­зи с из­да­тель­ством дос­та­точ­но отп­ра­вить e-ma­il. По­яви­лось боль­ше воз­можнос­тей, боль­ше из­да­тель­ств, мно­гие из ко­торых и близ­ко не отс­ле­жива­ют уро­вень то­го, что они из­да­ют, де­лая ос­новной упор не на ка­чест­во, а на рен­та­бель­ность. С дру­гой сто­роны, есть та­кой круп­ный ли­тера­тур­ный сайт sti­hi.ru. На нем за­регист­ри­рова­но бо­лее 400 ты­сяч (!) «по­этов», ко­торые вык­ла­дыва­ют мил­ли­оны сво­их «про­из­ве­дений». Они же ата­ку­ют серьез­ные из­да­тель­ства, и за­час­тую хо­рошим ав­то­рам слож­но дос­ту­чать­ся до них из-за за­силия «не очень хо­роших»: ре­дак­то­ры прос­то не ус­пе­ва­ют все вы­читы­вать.
Этот год для ме­ня вы­дал­ся «уро­жай­ным» на наг­ра­ды. Я стал фи­налис­том про­дол­жа­юще­гося еще кон­курса Со­юза рос­сий­ских пи­сате­лей «Детс­кое вре­мя», при­зером меж­ду­народ­но­го кон­курса па­мяти по­этес­сы Ре­наты Му­хи и пер­вым сре­ди бе­лорусс­ких ав­то­ров по­бедил на Меж­ду­народ­ном кон­курсе детс­кой и юно­шес­кой ху­дожест­вен­ной и на­уч­но-по­пуляр­ной ли­тера­туры име­ни А.Н. Толс­то­го. А бук­валь­но на днях со­об­щи­ли, что я стал об­ла­дате­лем «Гран-при» Все­рос­сий­ско­го ли­тера­тур­но­го Фес­ти­валя-кон­курса «Хрус­таль­ный род­ник» и удос­то­ил­ся дип­ло­ма Все­рос­сий­ской пре­мии им. П.П. Ер­шо­ва, ко­торую уч­ре­дил Со­юз пи­сате­лей Рос­сии. Но, ко­неч­но, особ­ня­ком в этом ря­ду сто­ит пре­мия Алек­сея Толс­то­го. Она при­суж­да­ет­ся раз в два го­да. В жю­ри пре­мии сос­то­ят из­вест­ные де­яте­ли куль­ту­ры, та­кие, как Ве­ра Гла­голе­ва, Ни­колай Бур­ля­ев, Татьяна Су­дец, ди­рек­то­ра серьез­ных из­да­тель­ств, ру­ково­дите­ли Со­юза пи­сате­лей. О зна­чимос­ти пре­мии го­ворит то, что наг­ражде­ние сос­то­ит­ся в рос­сий­ской Гос­ду­ме, а пред­ва­рять его бу­дет «круг­лый стол» по за­коно­датель­ной под­держ­ке детс­кой ли­тера­туры. Очень на­де­юсь, что на этом ме­роп­ри­ятии по­лучит­ся до­гово­рить­ся о фи­нан­со­вой под­держ­ке од­ной идеи — бе­лорусс­ко-рос­сий­ско­го детс­ко­го ли­тера­тур­но­го жур­на­ла. Та­кого жур­на­ла в РБ сей­час нет, а он ну­жен и чи­тате­лям, и ав­то­рам.

 
Ес­ли бы ме­ня не на­чали из­да­вать и мои кни­ги не ста­ли поль­зо­вать­ся спро­сом, я бы не про­дол­жал пи­сать. Я не ви­жу смыс­ла в «пи­сатель­стве в стол». Это бы­ло бы тра­той вре­мени. А сы­ну я бы прос­то на­чал чи­тать дру­гие хо­рошие кни­ги, ко­торые, нес­мотря на ог­ромное ко­личест­во не­качест­вен­ной детс­кой ли­тера­туры, все же су­щест­ву­ют. Ес­ли бы я по­нял, что не вост­ре­бован, то не за­нимал­ся бы гра­фоманс­твом. Тут луч­ше при­дер­жи­вать­ся те­зиса: «Мо­жешь не пи­сать — не пи­ши».
 
Те пи­сате­ли, ко­торых я знаю, не расс­чи­тыва­ют на то, что их про­из­ве­дения по­могут им без­бедно су­щест­во­вать. По­это­му они за­нима­ют­ся те­ми ве­щами, ко­торые в на­ше вре­мя да­ют воз­можность со­дер­жать се­бя и семью. Мно­гие из них пи­шут сце­нарии к филь­мам, кто-то про­бу­ет се­бя в из­да­тель­ском де­ле, кто-то со­дер­жит книж­ные ма­гази­ны. Те на­выки, ко­торые есть у ме­ня, не поз­во­ля­ют мне прос­то си­деть и пи­сать кни­ги. У ме­ня есть за­дум­ки, ко­торые су­щест­ву­ют на сты­ке твор­чест­ва и биз­не­са. То есть к то­му, что мои кни­ги про­да­ют­ся, я все рав­но от­но­шусь лишь как к до­пол­ни­тель­но­му бо­нусу. Этот воп­рос я час­то слы­шу: «Мож­но ли жить на го­нора­ры?» От­ве­чаю, что эти день­ги хо­роши, к при­меру, для семьи, ес­ли же­на не ра­бота­ет, но ее хоб­би — пи­сатель­ство. Но вся семья на эти день­ги все рав­но не про­живет.
 
Сов­ре­мен­ный из­да­тель­ский биз­нес нап­ря­мую свя­зан с прод­ви­жени­ем то­го, что ты про­из­во­дишь. Пи­сатель дол­жен быть во мно­гом и ме­нед­же­ром, для то­го, что­бы быть ус­пешным. В об­щем, прак­ти­чес­ки все из­да­тель­ства тре­бу­ют то­го, что­бы пи­сате­ли са­ми се­бя прод­ви­гали тем или иным спо­собом. В этой свя­зи учас­тие и по­беда в ли­тера­тур­ных кон­курсах расс­мат­ри­ва­ет­ся, в пер­вую оче­редь, как со­дей­ствие прод­ви­жению. При этом сов­сем не зна­чит, что, ес­ли ты вы­иг­рал пре­мию, то те­бя сра­зу все по­бегут и нач­нут по­купать. 
За­нима­ясь пи­сатель­ством, я все рав­но про­еци­рую свои биз­нес-на­выки на твор­чест­во. К при­меру, пред­по­лагаю, что ро­дитель, вы­бирая кни­гу сво­ему ма­лышу, на­вер­ня­ка об­ра­тит вни­мание на ту, ко­торая свя­зана с бе­зопас­ностью ре­бен­ка. Пред­ла­гаю эту те­му из­да­тель­ству, с ко­торым я ра­ботаю, а там си­дят точ­но та­кие же ме­нед­же­ры, ко­торые уме­ют прос­чи­тывать, и по­нима­ют, что нуж­но рын­ку. Пи­сать абс­тракт­но — не всег­да эф­фектив­но. К при­меру, я сей­час пи­шу «Аз­бу­ку», но сов­ре­мен­ную. С те­ми сло­вами, ко­торых не бы­ло во вре­мена Чу­ковс­ко­го: но­ут­бук, мо­биль­ный те­лефон и т.д. Ду­маю, что та­кая кни­га бу­дет при­нята рын­ком. 

 
Я по­нимаю, что нуж­но об­щать­ся с чи­тате­лем. Это важ­ная часть пи­сатель­ско­го тру­да. Ес­ли есть воз­можность, то сто­ит уст­ра­ивать ав­торс­кие встре­чи , ав­тограф-сес­сии в книж­ных ма­гази­нах, шко­лах, биб­ли­оте­ках… Сле­ду­ет участ­во­вать в выс­тавках и яр­марках, не из­бе­гать прес­сы.
 
За­нятие детс­ки­ми кни­гами мне очень нра­вит­ся. Я хо­чу, что­бы оно не за­кан­чи­валось на пи­сатель­стве и прод­ви­жении, а вы­лилось во что-то бо­лее серьез­ное. В Моск­ве у ме­ня бы­ла пре­зен­та­ция в ма­гази­не «Ла­воч­ка детс­ких книг». Это «куль­то­вая» книж­ная сеть. В этих ма­гази­нах за­меча­тель­ный ин­терьер. Кни­ги гра­мот­но расс­тав­ле­ны и по­доб­ра­ны. Есть иг­ро­вая зо­на. В та­кой ма­газин хо­чет­ся при­ходить за книж­ка­ми. Я по­гово­рил с вла­дель­цем «Ла­вочек», и сей­час мы ра­бота­ем над тем, что­бы эта сеть приш­ла и в Бе­ларусь. Это мне ин­те­рес­но и как ав­то­ру, и как биз­несме­ну.
 
Очень ин­те­рес­ная те­ма, прод­ви­жени­ем ко­торой я сей­час за­нима­юсь, — это «Детс­кий книж­ный ав­то­бус». Это ав­то­бус, в ко­тором вмес­то си­дений ус­та­нов­ле­ны книж­ные пол­ки. Он мо­жет сво­бод­но пе­реме­щать­ся по го­роду, а так­же отп­ра­вить­ся в лю­бой уго­лок Бе­лару­си. В нем бу­дут спе­ци­аль­но отоб­ранные кни­ги. Не «Че­репаш­ки-нинд­зя», а дей­стви­тель­но хо­рошие, ко­торые по­могут ва­шему ре­бен­ку стать Че­лове­ком. В ав­то­бусе бу­дет воз­можность по­менять про­читан­ную кни­гу на дру­гую, мож­но бу­дет ку­пить кни­гу или прос­то ос­та­вить свою.
«Детс­кий книж­ный ав­то­бус» мо­жет стать от­личной пло­щад­кой для са­мых раз­ных бла­гот­во­ритель­ных про­ек­тов. Бо­лее то­го, он мо­жет стать пло­щад­кой для воз­рожде­ния ин­те­реса к чте­нию. Сей­час су­щест­ву­ет ог­ромная проб­ле­ма — де­ти пе­рес­та­ли чи­тать. Где-то они прос­то не чи­та­ют, из-за то­го, что ры­нок пе­репол­нен шир­потре­бом, а где-то, как в де­рев­нях, у них прос­то нет воз­можнос­ти чи­тать. В де­рев­ни иног­да да­же шир­потреб не до­возят.

 
«Детс­кий книж­ный ав­то­бус» — это тот про­ект, ко­торый спо­собен из­ме­нить и улуч­шить сре­ду в том мес­те, где он по­яв­ля­ет­ся. Он мо­билен, при­ехал, отк­рыл две­ри — и вот те­бе, по­жалуй­ста, пра­виль­ная детс­кая кни­га. На нем же мо­жет при­ехать ав­тор (пи­сатель или ху­дож­ник), выс­ту­пить со сво­им мас­тер-клас­сом, по­делить­ся теп­ло­той, доб­ром и мас­терс­твом. 
 
Про­води­ли исс­ле­дова­ния, ко­торые до­каза­ли, что ре­бен­ку до 12 лет прос­то не­об­хо­димо чи­тать вслух. Это так же не­об­хо­димо для раз­ви­тия детс­ко­го моз­га, как при­ем пи­щи. Чте­ние вслух вли­яет на раз­ви­тие ин­теллек­та и твор­ческих спо­соб­ностей. Чи­тая вслух, ре­бенок пе­режи­ва­ет опыт ли­тера­тур­но­го ге­роя, и впос­ледс­твии он не бу­дет до­пус­кать те ошиб­ки, ко­торые де­ла­ет этот ге­рой. В чте­нии вслух есть еще один, воз­можно, са­мый важ­ный мо­мент — это кон­такт ро­дите­ля с ре­бен­ком. В на­ше вре­мя ро­дите­ли за­няты в ос­новном за­раба­тыва­ни­ем де­нег. Де­тей «вос­пи­тыва­ет» те­леви­зор, ко­торый им вклю­ча­ют ро­дите­ли. Об­ще­ние ро­дите­лей с ре­бен­ком прак­ти­чес­ки от­сутс­тву­ет. А че­рез кни­гу этот кон­такт ус­та­нав­ли­ва­ет­ся. И очень важ­но, что­бы де­тям чи­тали и ма­ма, и па­па, и ба­буш­ка, и все чле­ны семьи, что­бы сок­ра­тить не­дос­та­ток об­ще­ния.
 
Для ма­лень­ких де­тей, ко­торые во­об­ще не уме­ют чи­тать, очень важ­но чи­тать сти­хи. С са­мого-са­мого ран­не­го воз­раста нуж­но чи­тать «по­теш­ки». В них и ритм, и фо­нети­ка, ко­торую ре­бенок луч­ше восп­ри­нима­ет. И по­том не сто­ит ос­та­нав­ли­вать­ся, воп­ре­ки рас­хо­жему мне­нию о том, что где-то с че­тырех­летне­го воз­раста нуж­но чи­тать про­зу. Сти­хи нуж­но чи­тать ре­бен­ку вслух хо­тя бы до то­го воз­раста, ког­да он не на­учил­ся чи­тать сам.
 
В су­щест­ву­ющей сей­час проб­ле­ме «неч­те­ния» сре­ди де­тей ви­нова­ты мы, взрос­лые. Мы не при­учаем их к это­му. Вот конк­рет­ный при­мер. Мой ре­бенок в этом го­ду по­шел в пер­вый класс в гим­на­зию. А пос­коль­ку по про­пис­ке мы к этой гим­на­зии не от­но­сились, то приш­лось по­участ­во­вать в кон­курсе «а что вы мо­жете пред­ло­жить, что­бы ваш ре­бенок у нас учил­ся». Я при­шел к ди­рек­то­ру гим­на­зии, на­ив­но по­лагая, что, яв­ля­ясь од­ним из нем­но­гих сов­ре­мен­ных детс­ких пи­сате­лей Бе­лару­си, приз­нанных и за ее пре­дела­ми, имею ве­сомые ар­гу­мен­ты: мо­гу про­водить с ни­ми встре­чи, вов­ле­кать в про­цесс чте­ния и твор­чест­ва. Да и для прес­ти­жа гим­на­зии сов­сем неп­ло­хо иметь «сво­его» пи­сате­ля. Ду­мал, что ме­ня с ру­ками отор­вут. А в ито­ге все кон­чи­лось ба­наль­ным: «Хо­тите, что­бы ваш ре­бенок у нас учил­ся — ку­пите крас­ку». И это в шко­ле, в мес­те, в ко­тором по оп­ре­деле­нию нуж­но при­вивать ре­бен­ку лю­бовь к кни­ге. Не знаю, как дру­гих, но ме­ня та­кое по­ложе­ние дел прос­то уд­ру­ча­ет.
 
Нем­ножко ус­тавший, по­тер­тый нем­ножко,

По го­роду едет ав­то­бус-гар­мошка.
Спе­шит по марш­ру­ту, лю­дей под­би­ра­ет,
Вот толь­ко гар­мошка мол­чит, не иг­ра­ет.
И это, приз­нать­ся, сов­сем не по­нят­но,
Ведь с му­зыкой бы­ло бы ехать при­ят­но.
 

Оставить комментарий

Мы Вконтакте! Мы в FaceBook! Мы в Twitter!
Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031